07.10
01:30

Производитель навигаторов не понял кому и зачем нужен ГЛОНАСС

Мне очень нравятся всякие достаточно качественные геоинформационные системы. Поэтому, как только представилась возможность, сразу взял для тестирования один из первых автомобильных навигаторов, работающих с системой Глонасс — Lexand SG-555. Сразу оговорюсь, что пишу «Глонасс», а не «ГЛОНАСС», для того, чтобы как-то смягчить это буквосочетание, по звучанию напоминающее старорусское «чудище зело обло и лаяй».

Произведен навигатор одноименной компанией Lexand, выпускающей автонавигаторы, которые используются на рынке, преимущественно с программой «Навител», лицензия и комплект которой входит в комплект поставки. SG-555 внешне отличается резкими обводами корпуса, по верхнему и нижнему краю окаймленного алюминиевыми «рельсами». Визуально устройство получилось удачным — оно хорошо обыгрывет идею концептуальных отечественных приборов и тем выгодно отличается «характерностью» и «мужественностью» от многочисленных подделок под стиль айфонности, при этом оставаясь в рамках приемлемых габаритов. В заметке, анонсирующей выпуск устройства, менеджеры Lexand как раз это отметили отдельно: им удалось совместить в одном стандартных размеров корпусе модули GPS и Глонасс, а так же антенны обеих систем гео-позиционирования. Вероятно, именно «плотным совместительством» объясняется то странное обстоятельство, на которое обратили внимание москвичи, также тестировавшие устройство: в SG-555 отсутствует блютус-модуль, ставший уже привычным для современных навигаторов. Этот модуль позволяет, связав навигатор с сотовым телефоном, получать теоретически оперативные данные о пробках. Почему теоретически? Навителовский сервис собирает данные с других соединенных с сетью навигаторов и отмечает места заторов, оценивая скорость движения участников системы, по мотивам чего может (настраиваемая функция) перенаправлять маршрут в соотвествии с загруженностью улиц. Однако нижегородская уличная сеть, резко разделенная Окой и имеющая, кроме того, крайне мало альтернативных вариантов движения в том же направлении, играет с водителем, решившим положиться на советы «Навитела», злые шутки. Так, во время тестирования другого устройства, с блютусом, в ходе маршрута из Сормова в Приокский район система сначала проложила маршут через метромост, но после проезда Бурнаковки по направлению к сормовскому повороту сменила его на Молитовский мост, а когда я добрался до Комсомольского шоссе — на Мызинский. В результате, вместо того, чтобы отстоять себе 2 затора по короткому маршруту — у Московского вокзала и перед Метромостом, я застрял в двух других, еще более «крепких», — по длинному: площадь у кинотеатра «Москва» и Пролетарка, что привело к приличному перерасходу времени и бензина. А вот на небольших участках «Навител» в Нижнем дает толковые советы по объезду пробок — так, неплохо получилось обойти большое стояние на тягомутно-длинной улице Кима по одной из параллельных улиц. Но наше устройство, SG-555, лишено возможности корректироваться по пробкам. Может, это и небольшая потеря в реальных нижегородских дорожных условиях, но привыкнув использовать сервис определения пробок, без него чувствуешь себя несколько некомфортно: там-то всегда можно «отмотать дорогу вперед», стоя на светофоре, и принять решение, основываясь на 40% на данных сервиса и на 60% на чутье и знании характера движения в нашем городе — куда ехать, а тут ты как бы остаешься без одного из органов чувств.

Зачем SG-555 без пробок

Отвечая на этот вопрос, московский коллега решил, что устройство ориентировано на того самого редкого потребителя, которому надо рассекать по дорогам и приравненным к ним участкам земли крайнего севера, для чего лучше Глонасс, а потом переместиться в какие-нибудь экваториальные районы и применить там GPS, лучше работающий с этими областями (что, кстати - тяжелый фактологический удар по картине мира людей, думающих, что американские спутники пристальнее всего рассматривают именно Священные Просторы Великой России). Таким образом, получилось, что прибор вроде и неплохой, но продавать его особо некому, кроме редких путешественников, мечущихся между полюсом и экватором, между дикими обезьянами и свирепыми белыми медведями. Чем в действительности руководствовался производитель, вероятно, так и останется загадкой. Рискну предположить, что сборщики медитировали над темой, «кому может понадобиться Глонасс» и пришли к выводу, что это какие-то люди, грезящие о сверхточном позиционировании себя на карте: «дайте мне все спутники, максимум спутников!» - потребовал такой потребитель, родившийся в фантазиях лександовцев. И вот они подарили ему два сателлит-чипа и две антенны, а блютус, похоже, попросту не убрался в тот же коробок. Итого мы имеем действительно все спутники (и ИХ и НАШИ), но зачем? Можно сравнить работу обеих систем и сделать свои выводы (мои тут расходятся с московскими — Глонасс работал лучше под крышей). Вот и все, потому что в ходе реального использования устройства больше проблем доставляет сам «Навител», чем спутники. Так, некоторые вполне банальные крестообразные перекрестки (Ошарская-Белинского, например) эта система предлагала проехать в направлении прямо с применением какого-то умопомрачительного маневра с поворотом вправо, затем разворотом налево через трамвайные пути и еще одним поворотом вправо, а попытка пробраться к онкодиспансеру (адрес - Анкудиновское шоссе, 1) привела к заезду в Караваиху, на улицу Бонч-Бруевича с последующим упором в бетонные блоки, за которыми следовали ровные ряды садовых участков, десятилетиями украшающие косогор. Никаких дорог оттуда к раковой больнице, никаких следов когда-то существовавших дорог (да и крутизна склона отрицает такой факт), а на карте трасса каким-то таинственным образом (может, подобно еще не существующему железнодорожному мосту из фильма «Назад в будущее») очутилась. Пришлось делать огромный крюк через Сурикова до — вот сюрприз-то — того самого Анкудиновского шоссе, и парковаться у забора больницы. Наигатор такой маршрут отрицал. Спутники тут не помогут, лечение — какие-то средства оперативной интерактивной связи с пользователем в самой программе, чтобы сообщить о глюке, но их нет. Надо приехать домой, расчехлить ноут, зайти в форум «Навитела», авторизоваться, найти нужный раздел, рассказать о своей проблеме. Вы знаете подвижника, кто произведет такие действия? Я — нет.

Кто же он, потребитель Глонасс и чего он хочет

Поднимите мне веки, уважаемые сотрудники Лександ, и я рискну предположить, что таких немало, целых три группы, удовлетворив совокупные потребности которых, можно получить вполне себе неплохой кусок рынка:

1. Патриот. Это самая непритязательная часть аудитории, готовая сносить любые сложности потому, что у них «сердце кровью обливается» от того, что их «ласточка» посредством вашего устройства вступает в коммуникацию непосредственно со спутниками связи потенциального противника. Удовлетворение дешевле некуда — уберите GPS, а в коробку положите вкладыш-рекламку с триколором, Обращаением Первого Лица Государства, или подобной ему по «силе» лингвоформой духоподъемного ритуалистическо-мистического свойства — и этот потребитель ваш. Остальные просто выбросят бумажку.

2. Антиглобалист, антимонополист и т.п. «Талантам надо помогать, бездарности пробъются сами» - человек может купить устройство, если при его приобретении он не теряет в цене или функциях, но получает подключение к услуге не монополии GPS, а ее работающей альтернативы. Понадобится занять освободившееся от GPS-модуля и его антенны место на блютус.

3. Любитель концептуальных устройств. Почему люди готовы переплачивать за бренд при покупке одних девайсов, рекомендовать их своим друзьям, хвалиться устройством даже тогда, когда есть продукты конкурентов дешевле и совершеннее? Потому что целостный образ «крутого гаджета» связан не столько с его тактико-техническими характеристиками, сколько с тем, что они подобраны в полезном сочетании, содержат «фишку» (здесь это будет «глонасс, а не джэпээс», можно добавить пару второстепенных но уникальных функций — например, фоновый текстовый чат пользователей системы, находящихся в определенном радиусе, бегущей строкой, со вводом сообщений на базе модуля распознавания голоса и т.п.) и воплощены в целостном образе прибора, внешне и интерфейсно выглядяещего как «вещь в себе». Шаг по этому пути уже сделан в виде отдельных элементов оригинального дизайна с алюминиевыми «рельсами». Но таких шагов надо сделать еще много, и поможет здесь чувство вкуса. Важны все детали. Пластмассовая задняя панель и держатели, входящие в комплект, угловаты и не слишком приятны на ощупь, напоминая о несуразных советских электроигрушках и известной фразе про полимеры. «Зарядка от прикуривателя» выглядит уныло и убого. Надо выбрать такой полимер, который смотрится более благородно, в том числе на ощупь, и заливать его в более изящные и одновременно смелые формы. Пленка «антибликового покрытия» после интенсивного использования выглядит так, как будто на ней колбасу резали — темнеет, с желтизной, и покрывается царапинами. Кнопка включения-выключения расположена неудобно, ее легко задеть, нажав на сумку, в которой лежит навигатор, за чем последует отвратительный булькающий звук запуска Windows CE. Интерфейс, который через несколько секунд можно будет увидеть на чрезмерно зернистом экране (кажется, сейчас нет никаких проблем с закупками недорогих, но качественных матриц — так в чем же дело?), по настоящему убог. Если ЭТО делал человек, считающий себя дизайнером, то он смело может разбежаться хорошенько и врезаться головой в бетонную стену: при любом исходе краш-теста человечество ничего не потеряет. Обратите внимание на интерфейс Nook, на iOs — они выглядят самодостаточно, и, если не безупречно, то по крайней мере целостно, и выдают за собой работу человека, не лишенного чувства собственного достоинства, вкуса, самоиронии и уважительного интереса к будущему потребителю своего продукта.
Производитель навигаторов не понял кому и зачем нужен ГЛОНАСС


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Друзья


Найти друзей